Прощание с Каргопольем
Выставка, на которой не понимаешь: какое ещё собирательство древнерусского искусства в 50—60-е годы? Если иконы тогда не были, собственно, разобраны. Стояли храмы с полностью уцелевшим убранством, нетронутые сокровищницы, полные золота и самоцветов до куполов. Собирательство тогда означало что – выломать из абсолютно целого ансамбля иконку покрасивее? Это сейчас для нас они – осколки метеорита, взорвавшегося над землей миллион лет назад. А тогда все было запечатано, абсолютно ещё целостно до последней завитушки иконостаса... Что было "собирать"? Только брать под охрану целиком, вместе со срубом, холмом, горизонтом и белой июньской ночью. Но это было невозможно (...почему?!... ответа нет), а возможно только в качестве музейщика получить ключ и выковырять из царского убора один какой-нибудь камешек «в музейную коллекцию». И собрали собиратели горсточку «образцов». А весь Китеж спокойно и грандиозно ушел под воду. И теперь, чем великолепнее выставленные иконы, тем сильнее чувство катастрофической потери.